Методологические основы церковной истории в научном творчестве протоиерея Александра Горского

Статья посвящена 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 200-летию пребывания Московской Духовной Академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В работе исследуются и анализируются научные взгляды ректора Московской Духовной Академии протоиерея Александра Горского (1812-1875) в области методологии церковной истории. Методологическая концепция ученого сохраняет свою актуальность и в наши дни, представляя интерес для современного поколения церковных историков.

The article is devoted to the 700-th anniversary of St. Sergius of Radonezh’s birthday and 200-th anniversary of Moscow Theological Academy’s sating in the Trinity Lavra of St. Sergius. Scientific views of archpriest Alexander Gorsky (1812-1875), Moscow Theological Academy’s rector, in the area of Church History methodology are researched and analyzed in this work. The methodological conception of the scientist is still actual in our days, attracting modern Church historians’ generation’s interest.

В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского – игумена Земли Русской, основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также отмечается двухсотлетний юбилей пребывания Московской Духовной Академии в стенах Лаврской обители у Троицы.

В этой связи будет справедливо вспомнить о светлой личности протоиерея Александра Васильевича Горского, чья жизнь и ученые труды неразрывно связаны с историей Московской Духовной Академии. Во многом именно протоиерею А.В. Горскому Академия обязана своим расцветом и первенствующим положением среди других духовных школ России, которое она сохранила за собой до самого конца Синодального периода. Протоиерей А.В. Горский оказал решающее влияние на широчайший спектр явлений в русской церковно-исторической, филологической и богословской науках, ставших следствием его всесторонней научной и церковной деятельности.

Большой интерес и актуальность представляют взгляды протоиерея А.В. Горского на методологию церковно-исторических исследований. Сегодня, когда в России начинает развиваться теологическая наука и расширяется сфера изучения истории Церкви, обращение к методологии церковной истории – необходимому и основополагающему компоненту в научных изысканиях подобного рода – очень важно и необходимо. Учитывая то, что протоиерей А.В. Горский является основателем русской церковно-исторической науки, исследование его научного метода является важнейшей задачей для современного поколения церковных историков.

Вступительные лекции по любой научной дисциплине знакомят слушателей с научными взглядами преподавателя, с его профессиональными принципами, стремлениями и приемами изложения материала. Таковы и вступительные лекции Горского. Какие же идеи проносились перед его взором, какими стремлениями он был одушевлен, какими методами руководствовался при изложении церковно-исторических дисциплин?

Горский был убежден, что церковная история является одним из разделов исторической науки. Поэтому церковный историк, занимаясь научными исследованиями, должен руководствоваться теми же методами, приемами и способами, какие использует историческая наука в целом. Горский говорил своим слушателям: «Нет нужды говорить, что церковная история подлежит общим законам всякого исторического произведения, что она, например, должна пользоваться источниками только достоверными» [12, с. 449].

Церковную историю Горский понимал не как сборник фактов, мертвых и сухих, но как науку, раскрывающую смысл церковно-исторической жизни, смотрел на факты как на внешние показатели внутренних отношений и явлений. 

Горский считал, что церковная история не должна собирать только факты, по его мнению, она обязана проникать во внутреннюю связь между ними, извлекать идеи факта из самого факта. Такова должна быть церковная история вообще, такой же она должна быть и тогда, когда рассматривает частные вопросы. 

Вот слова ученого: «В каждом отделении, содержащем в себе часть церковной жизни в известную эпоху, все данные должны быть раскрываемы во внутренней их связи между собой так, чтобы целое по возможности представляло из себя одно живое органическое развитие начал, внутри обозреваемой части жизни церковной находившихся, а не простое собрание фактов, никакой другой связи между собой не имеющих, кроме однообразности» [12, с. 449-450]. 

Горский в противовес господствовавшему в его время позитивистскому пониманию считал, что церковная история должна знакомить не просто с церковно-историческими фактами, но, прежде всего, с церковно-исторической жизнью. Зачем приводить факт, если он стоит особняком, ничего не объясняет в общем течении жизни, если его можно рассказать, но нельзя им ничего объяснить? [14, с. 51].

Как историк Церкви Горский отличался самым возвышенным взглядом на свой предмет, относился к нему с религиозным одушевлением. В частности, главнейшие стороны церковно-исторической жизни Горский рассматривал в сугубо богословском ключе как «обнаружение христианской жизни под непосредственным действием Святой Троицы», в одной группе фактов он находит выражение действия Бога Отца, в другой – Бога Сына, в третьей – Святого Духа. И с такой точки зрения он рассматривал всю церковную историю.

В распространении христианства, твердости мучеников во время гонений, апологетической деятельности Церкви, направленной  на обращение язычества, Горский усматривал влияние Первого Лица Святой Троицы – Бога Отца.