Молодежь: мифы и реальность

Когда заходит разговор о современной российской молодёжи, то многие представители нашего общества моментально меняются в лице и принимаются с жаром ругать подрастающее поколение, обвиняя его во всех бедах страны - от грязных подъездов до неудач на Олимпийских играх.

Справедливы ли подобные характеристики и обвинения? Чем вызваны столь категоричные суждения, кем и как формируются идеологические мифы?

Глубокую обеспокоенность вызывает то, как образ современной молодёжи трактуется в российских СМИ. Обществу агрессивно навязывается русофобская интерпретация этого образа: молодёжь предстаёт грубой, агрессивно настроенной массой, стимулом для которой являются культ золотого тельца, насилия, половой распущенности и национализма. Подобный образ прочно закрепился в сознании современников. Подливают масла в огонь и откровенные идеологические диверсии и информационные провокации, наподобие одиозного сериала «Школа», в котором в грубой форме извращён образ не только современного школьника, но и совершено форменное надругательство над нравственным подвигом современного российского учителя. В результате в обществе искусственно разжигается конфликт «отцов и детей». Налицо чудовищные манипуляции общественным сознанием.

А что же мы имеем на самом деле, какую молодёжь? Действительно ли из неё уже успели сделать циников и космополитов? Общаясь с представителями молодого поколения в школе, студенческой аудитории, в неформальной обстановке, я лично прихожу к выводу, что молодёжь ещё не потеряна, более того, молодые люди возмущены тем, как преподносят их образ. Но голос этого несогласия заглушается разрушительными реформами в сфере образования, безчеловечными экспериментами в области семейного права, нищенскими стипендиями и высокой безработицей.

И при всём этом молодое поколение России готово служить своей Родине и своему народу! Отрадно видеть, что сегодня в России существует совсем другая молодёжь, нежели та, которую нам рисует телевидение. Это поколение, трепетно относящееся к культурно-нравственному и духовному наследию России. Наша молодёжь готова воспринять всё самое светлое, что существует в родной культуре, истории, религии, языке, литературном наследии, проявить почтение к традициям предков. Для этого старшему поколению стоит проявить любовь и уважение к молодым людям, передать им положительный опыт. Сегодня молодые люди амбициозны, решительны, социально активны.

Зачастую это воспринимается обществом, педагогами и родителями как проявление самоуверенности, гордости, даже неуважения к старшим. Но справедливы ли такие оценки? Очевидно, что пора отходить от таких ничем не мотивированных штампов и навязанных стереотипов. Нужно удовлетворять здоровые амбиции молодого человека, правильно развивать в нём качества лидера, поощрять за достижения, не подавляя в нём свободу личности и творческого самовыражения, направляя горячую энергию молодости в правильное, созидательное русло.

Сегодня много говорится о положении русского языка, о том, что безопасность родной речи находится под угрозой. Это тревожные сигналы. Нередко приходиться слышать, что именно молодёжный сленг наносит ущерб литературному языку, уродливо трансформируя его общепринятые нормы. Но следует разобраться, кто ответственен за то, что лексика молодых людей засорена словами-паразитами, матерщиной? Совершенно очевидно, что всё это вбрасывается в молодёжную среду людьми далеко уже не молодыми и не глупыми. Нашу молодёжь развращают вполне планомерно и небезуспешно.

Противостоять этим разрушительным тенденциям должно всё наше общество. Но прежде всего, молодёжь сама должна вести борьбу за родную речь, родной язык, а значит, и за всю нашу российскую цивилизацию. Нужно внутри самой молодёжной среды выработать иммунитет к попыткам уничтожения языковой культуры. Необходимо сформировать молодёжную интеллектуальную элиту, состоящую из ярких и энергичных представителей молодого поколения России, способных решительным образом встать на защиту русской культуры.

Такие таланты нужно находить, нужно продвигать, развивать и оказывать им всемерную поддержку, в том числе в области науки и образования. И здесь неприемлем принцип кумовства, землячества и поразившей государственную систему коррупции. Нужно усвоить пример Петра I, который отбирал в качестве своих помощников и отправлял на учёбу лучших представителей тогдашней российской молодёжи вне зависимости от сословия и финансовой состоятельности.

Очевидно, что необходима новая государственная молодёжная политика, основанная на решении реальных проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в материальной и духовной сфере. Необходимо дать молодёжи возможность поверить в себя, поверить в Россию, необходимо, чтобы молодой человек понял, что он нужен Родине, своему народу, что от него зависит будущее всей страны и что страна на него надеет-ся и дорожит им, любит его. Хочется вспомнить слова писателя Ивана Шмелёва, которые должны быть услышаны руководством страны, чиновниками Министерства образования и науки, всем обществом: «Крест российского просвещения все мы должны нести — и донести... Воистину, крест тяжёлый. Русское просвещение — на кресте. Русское просвещение воскреснет. Молодёжь идёт в муках. Дайте же помощи нести крест! Молодёжь гибнет, теряя силы... Помогите же, поддержите. России помогите! Вспомните славу русскую — рассадник нашего просвещения!»

Статья опубликована в журнале "Русский дом", 2010, № 9.