Предисловие к сборнику стихов Альбины Шевырёвой «Осенние листья»

В издательстве историко-литературного журнала «Странникъ» издан сборник поэтических произведений Альбины Шевырёвой «Осенние листья». Предисловие к сборнику написал кандидат филологических наук, доктор теологических наук, член Союза писателей России и Союза журналистов России, член-корреспондент РАЕ, профессор, Президент Института современных гуманитарных исследований Андрей Мельков.

Альбина Владимировна Шевырёва окончила Львовский государственный медицинский институт в 1972 году. В 1981 году окончила ординатуру на кафедре первого Московского медицинского института по специальности "кардиология". За время трудовой деятельности прошла этапы становления от участкового врача подмосковной поликлиники до заместителя генерального директора по лечебной работе Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова.

Стихи Альбина Владимировна начала писать достаточно поздно, вначале как посвящения друзьям. И только в 1990-х тематика стихов приобрела более широкий диапазон.

Шевырёва Альбина Владимировна. Осенние листья: сборник поэтических произведений. Историко-литературный журнал «Странникъ». Смоленск: 2020. 204 с. ISBN 978-5-907315-06-8.

* * *

А. Мельков. Слово к читателям («Я не ждала их, не звала…»)

Выход в свет сборника поэтических произведений «Осенние листья», принадлежащий перу Альбины Владимировны Шевырёвой, несомненно, является значимым явлением наших дней. Примечательно, что автор, не считая себя поэтом и будучи доктором, прошедшим трудовой путь от участкового врача подмосковной поликлиники до заместителя генерального директора по лечебной работе Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, представляет на страницах своего сборника успешный опыт лирического самовыражения.

Альбина Шевырёва посвящает сборник своему наставнику и выдающемуся хирургу наших дней Юрию Леонидовичу Шевченко – академику, доктору медицинских наук, президенту известного на всю страну и мир Пироговского центра. Именно непререкаемый авторитет маститого хирурга, его искренняя заинтересованность, доброе участие и способность «поднять человека над рутиной» побудили автора собрать воедино произведения разных лет, чтобы в итоге представить их на суд читателя.

«Я не ждала их, не звала…» – с этих слов начинается лирическая эпопея автора, которую можно назвать и своеобразной исповедью, и полетом смелых, подчас несбыточных мечтаний, и свидетельством глубоких переживаний о происходящем в стране, медицине и личной жизни.

Многие стихи Альбины Шевырёвой не имеют названия, что не только является одним из способов заинтересовать читателя, но и подчеркивает импульсивность, стихийность выражения поэтических мыслей, одновременно обозначая их проблемность и глубину. В этом заключается отличительная особенность и неординарность поэзии автора. Неслучайно в числе первых стихотворений находится произведение «Silentium – звучит умов томленьем…». Здесь очевидны отсылки к одноименным известным стихам Ф. Тютчева и О. Мандельштама – к философской лирике, к вечным проблемам бытия и попыткам познать смысл жизни. И если Тютчев свои стихи посвящает теме одиночества творческого человека, необходимости оберегать свой внутренний мир и хранить его целостность, а Мандельштам обращается к звукоречи, к слиянию слова и музыки ради достижения внутреннего мира и спокойствия, то А. Шевырёва сознается в том, что ее «молчанье вызрело трагическим спасеньем». В этом чувствуется и внутренний трагизм, и авторская интуиция, основанная на жизненном опыте, который подсказывает, что молчание является вынужденной необходимостью, но не безусловной, а помогающей в совершенствовании как внутреннего мира человека, так и мира внешнего:

Молчи, душа, израненная словом.

Мозг мудрой мыслью верно овладеет,

Молчи, покуда мир не станет новым,

А ближний в добром слове преуспеет...

А. Шевырёва в своих произведениях много говорит о благородной профессии врача, передавая в строках свои глубокие переживания о судьбах отечественной медицины. Лирический герой автора обладает обостренным чувством справедливости и никак не хочет мириться с неправдой:

Взметнулись белые халаты,

И конференция восстала,

И в подлинной душе вассала

Проснулись древние приматы…

В другом стихотворении красочно передается атмосфера бюрократии и волюнтаризма на совещании медицинских работников, которых начальство незаслуженно обвиняет в безделье:

…А мы в убогом снегопаде