Протоиерей А.В. Горский как библиотекарь

Личность протоиерея Александра Васильевича Горского (1812-1875), ректора Московской Духовной Академии, обладавшего обширной церковно-историко-филологической и богословской эрудицией, в истории русского богословия, да и всего отечественного историко-филологического знания,  является поистине уникальной. Фигура протоиерея А.В. Горского оказала решающее влияние на широчайший спектр явлений в русской церковно-исторической, филологической и богословской науках. Это является следствием всесторонней научной деятельности ученого.

Главное достоинство историко-филологическим исследованиям Горского придает то обстоятельство, что он работал по рукописным источникам и руководствовался при этом строго научным методом. Поэтому его ученые труды носят печать редкой самодостаточности. Прилагая свои знания к сокровищам древней русской словесности, которые находились в библиотеках Троице-Сергиевой Лавры, Московской Духовной Академии и Синодальной, Горский находил в этих неизданных памятниках объяснение минувших судеб Русской земли и Русской Церкви. Узкие пределы одной научной специальности не удовлетворяли исследователя. Горский освоил все пособия для филологической и исторической критики источника, палеографию, изучил славянские языки и русский язык в его историческом развитии.

Такая обширная эрудиция ученого богослова напрямую связана с его деятельностью как библиотекаря Московской Духовной Академии. Молодой профессор А.В. Горский был назначен библиотекарем Академии 11 октября 1842 года. В этой должности он проработал двадцать лет, положив множество трудов для процветания библиотеки [2;64].

Хорошо знакомый с нуждами библиотеки Горский в качестве ее руководителя с особым рвением заботился о пополнении фондов. Он выписывал массу книг, самых нужных и редких. Благодаря Горскому академическая библиотека значительно увеличилась приобретением книг богословского и исторического содержания. Все лучшее, что выходило по истории за границей, все, что издавалось в России, обязательно поступало в библиотеку. Поэтому самыми богатыми в библиотеке стали фонды с собранием богословских и исторических книг. При этом каждая из вновь поступивших книг, не только исторических, но и по другим наукам, всегда внимательно прочитывалась Горским. Он даже имел обычай оставлять на этих книгах критические замечания, которыми были испещрены и книги его собственной библиотеки [3;61-62].

При Горском академическая библиотека постоянно обогащалась новыми вкладами из числа пожертвованных в нее собраний из частных библиотек. Например, по его указанию в 1847 году была недорого куплена наиболее ценная часть библиотеки умершего в 1842 году архиепископа Тобольского Афанасия (Протопопова) [4;286].

Драгоценным приобретением для Академии стала передача главнейших рукописей из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря, поступивших в библиотеку по ходатайству Горского. В марте 1859 года он обратился к митрополиту Московскому Филарету с представлением, в котором, указал на примеры передачи библиотеки новгородского Софийского собора в Петербургскую Духовную Академию, а библиотеки Соловецкого монастыря в Казанскую Академию. Горский «просил митрополита ради «пользы для духовной учености» передать в собственность Академии собрание рукописей Иосифова монастыря, «для обители в настоящее время безнужное и к употреблению на пользу Церкви и науки, по отдаленности места малодоступное» [4;287].

Получив благословение святителя Филарета, Горский всю вакацию 1859 года провел в Иосифо-Волоцком монастыре, где из числа рукописей отобрал для академической библиотеки 236 единиц, которые в конце сентября того же года были приняты в Академию. Среди них поступили три рукописи на пергаменте: Евангелие в лист XIV века, Октоих XIV века и Стихирарь. Из рукописей, написанных на бумаге, поступили среди прочих: Пятикнижие 1494 года, 4 экземпляра Евангелия XV века и 9 экземпляров XVI века, 6 экземпляров Апостола, из них один – XV века, остальные – XVI века: 7 Служебников, несколько Служебных Миней, Следованная Псалтирь, Ирмологион, Канонник, Устав церковный (Типикон), службы святым, Часослов, три Требника XV века, писания отеческие в сборниках (59 экземпляров), из них три – XV века, остальные – XVI века, поучения воскресные и праздничные XIV века, несколько экземпляров Четьих Миней и житий русских святых XVI века [4;287-288].

В 1861-1863 годах по ходатайству митрополита Филарета с разрешения Синода поступили в Московскую Духовную Академию дублеты некоторых старопечатных книг из библиотеки Московской Синодальной типографии. Дело было также начато профессором Горским по поводу возникшего предложения передать эти дублеты в открывавшуюся тогда Московскую публичную библиотеку. Из старопечатных книг Горский выбрал и представил в Академию 151, кроме того, 6 книг гражданской печати и 18 мелких брошюр, содержавших различные манифесты, объявления, увещания и указы. Книги преимущественно богослужебные и почти все относятся к XVII веку, за исключением первой печатной книги в России – Московского Апостола 1564 года, Евангелия, изданного в Угровлахии в 1512 году, Скориннинской Книги Царств 1518 года, Октоиха 1594 года, Триоди Постной 1590 года, Триоди Цветной 1594 года, Маргарита (содержит избранные поучения святителя Иоанна Златоуста) Острожского издания 1596 года и Катехизиса на польском языке 1562 года [4;288].