Рецензия на учебник: Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики

Статья представляет собой рецензию на учебник по методологии научных исследований и прикладной аналитики. В учебнике подробно и доступно представлены объяснения сути, природы и онтологии аналитики как рода специфической мыслительной деятельности и как ее продукта. Авторами подробно описан целый ряд методов научных исследований и прикладной аналитики, а также объяснены значимые концепты в основе их организации и осуществления. Отличительной особенностью данного учебника является система представления излагаемого материала и форма его подачи, которая приближает издание к жанру научной монографии. Учебник оценивается рецензентом как цельное, завершенное научно-методологическое и учебно-науковедческое издание, актуальность, необходимость и важность которого очевидна.

* * *

Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». М.: Буки Веди, 2020. 365 с. [скачать в формате PDF]

Выход в свет учебника, посвященного тематическому горизонту методологии научных исследований и прикладной аналитики, подставляет собой значимое и, несомненно, важное явление в современной отечественной научно-образовательной литературе. Издание подготовлено коллективом авторов в составе доктора юридических наук, профессора кафедры государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Игоря Владиславовича Понкина и кандидата юридических наук, доцента кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Алены Игоревны Редькиной.

При всем богатстве и разнообразии отечественных учебных пособий и трудов по методологии науки они не могут в полной мере соответствовать тем высоким критериям и стандартам организации научных исследований, которые сегодня приняты в мировой науке. Как справедливо пишут авторы рецензируемого учебника, «большинство российских изданий, заявляемых как направленные на научение методологии исследований, в лучшем случае, посвящено (в стиле: "пособие для чайников") тому, как организовать диссертационный процесс, как оформить диссертацию или дипломную работу и связанные с ними документы, но только – не тому, как исследовать, познавать, мыслить, обобщать, писать, дискутировать, рецензировать» [1, с. 8].

В современной России небрежность в подготовке научных кадров, и, как следствие, неправильная организация научной работы уже привели к большому числу серьезных проблем, начиная от деградации отечественной науки в целом и размывания таких понятий, как «ученый», «аналитик», «эксперт» и, заканчивая отсутствием у исследователей элементарной культуры взаимного уважения, утратой культуры научного общения.

Как справедливо говорят авторы учебника, «сегодня на уровень управления наукой в стране пришел целый слой людей, по большей части просто не понимающих, что такое есть наука, и не способных понять, что "сочинительство" для "выгона листажа", для "нагона численных параметров цитирования" и для "обретения счастья попадания в два коммерческих англосаксонских индекса" – никакого отношения к науке не имеет, но упрямо привносящих свои ненаучные взгляды и требования в науку» [1, с. 7].

Желая исправить такое безрадостное состояние вещей в отечественной науке, авторы задались высокой и благородной целью – обратиться к вопросу о необходимости возрождения и налаживания надлежащего систематического обучения методологии научных исследований и прикладной аналитической работы, а также к вопросу о приоритетном реальном развитии такой методологии.

Рецензируемое издание подготовлено с учетом опыта многолетней работы авторов в области науки и в сфере прикладной аналитики. Так И.В. Понкин в течение нескольких десятков лет, как только позволяла того возможность, опрашивал руководителей аналитических подразделений различных российских и иностранных организаций (Франции, Китая, США и др.) о том, на основе каких пособий и изданий они обучают молодые научные кадры и каковы методики подготовки аналитиков. Таким образом, некоторые из полученных ответов помогли сформировать концепт учебника. Кроме того, по свидетельству И.В. Понкина, им в течение 15 лет производились опросы отдельных председателей и членов диссертационных советов на предмет того, как именно они осуществляют свое научное руководство аспирантами и научное консультирование докторантов [1, с. 20]. Полученные сведения, совмещенные с авторской рефлексией личного опыта длительной работы в диссертационных советах и обширным опытом научного руководства, повлияли на структуру, содержание и модальность рецензируемого учебника.