Русско-польский ответ воинствующему секуляризму

За шумихой вокруг вынесения приговора активисткам скандальной группы «Pussy Riot» в российских СМИ и экспертном сообществе практически незамеченным осталось историческое событие – визит в Польшу Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. И в религиозном, и в политическом отношении это событие представляется чрезвычайно важным и уникальным.

Визит Московского Патриарха в Польшу сам по себе является событием экстраординарным. Никогда прежде нога Первосвятителя Святой Руси не ступала на польскую землю. Однако программа визита Патриарха Кирилла не ограничилась общением с православными поляками и польскими католическими кругами, а была гораздо шире и глубже.

Важнейшим этапом визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Польшу стало подписание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши, которое состоялось в ходе торжественной церемонии в Королевском дворце Варшавы 17 августа 2012 года.

Послание состоит из трех частей: «Диалог и примирение», «Прошлое в перспективе будущего», «Вместе перед новыми вызовами». Уникальность Послания состоит в том, что его нельзя считать богословским или межконфессиональным документом. Оно не поднимает вопросы межхристианского диалога или богословских собеседований. Его содержание выше и оно преследует исторические и благородные цели – примирить народы России и Польши с тем, чтобы вместе отстаивать общехристианские ценности на просторах Европы и мира.

Первая часть Послания говорит о необходимости взаимного прощения друг друга в духе христианской любви и ради общего блага. «Мы вступаем на путь искреннего диалога в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению».

«Простить – значит отказаться от мести и ненависти», - вот ключевые слова первой части Послания. При этом отмечается, что «прощение, конечно, не означает забвение. Память представляет собой важную часть нашей идентичности».

Вторая часть Послания содержит в себе призыв, адресованный к политикам, общественным деятелям, ученым, людям искусства и культуры, верующим и неверующим, представителям Церквей. Этот призыв направлен на развитие диалога, восстановление взаимного сближения и доверия между народами России и Польши перед лицом общих вызовов. Особое место отводится деятельности компетентных комиссий и научных коллективов. «Их усилия позволят познать нефальсифицированную историческую истину, помогут развеять сомнения и избавиться от негативных стереотипов», - убеждены авторы послания.

Третья и самая большая часть Послания является логическим продолжением первых двух. В ней, можно сказать, вся соль этого исторического документа. Народам России и Польши предлагается уникальная миссия – вместе свидетельствовать миру общехристианские ценности и вместе отстаивать традиционные нормы нравственности и морали.

В Послании с тревогой говорится о том, что «Сегодня наши народы оказались перед новыми вызовами. Под предлогом соблюдения принципа светскости или защиты свободы выбора подвергаются сомнению моральные принципы, основанные на заповедях Божиих. Пропагандируются аборты, эвтаназия, однополые союзы, которые пытаются представить как одну из форм брака, насаждается потребительский образ жизни, отрицаются традиционные ценности и изгоняются религиозные символы из общественного пространства».

Русская Православная Церковь и Католическая Церковь Польши решительно выступают в защиту института семьи, который сегодня испытывает серьезный кризис. «Прочной основой любого общества является семья как постоянный союз мужчины и женщины. Будучи установлением Бога (ср. Быт. 1:28, 2:23-24), она требует уважения и защиты. Семья есть колыбель жизни, здоровая воспитательная среда, гарант социальной устойчивости и знак надежды для общества. Именно в семье созревает человек, принимающий ответственность за себя, за других и за общество, в котором он живет».

В Послании содержится призыв защитить молодежь двух стран от деструктивных влияний антихристианских и секулярных идеологий и доктрин. «С искренней заботой, надеждой и любовью мы смотрим на молодежь, которую хотим защитить от деморализации и воспитывать в духе Евангелия. Мы хотим научить молодежь любви к Богу, человеку и земному отечеству и приобщить ее к духу христианской культуры, плодом которой будет уважение, терпимость и справедливость».

Заканчивается Послание молитвенным призывом ко Христу: «Мы убеждены, что Воскресший Христос есть надежда не только для наших Церквей и народов, но и для Европы и всего мира. Да дарует Он нам Свою Благодать, чтобы каждый поляк в любом россиянине и каждый россиянин в любом поляке видели друга и брата».

Авторы документа уповают на помощь Богородицы в святом деле врачевания исторических обид и развития отношений между Россией и Польшей: «Уповая на предстательство Матери Божией, мы передаем под Ее покровительство великое дело примирения и сближения наших Церквей и народов».