Методические рекомендации к преподаванию курса «Старославянский язык»

Данные рекомендации разработаны с учетом авторского опыта преподавания курса «Старославянский язык» в высших учебных заведениях. На филологическом факультете Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина и на историко-филологическом факультете Российского Православного института св. Иоанна Богослова.

Учебный курс «Старославянский язык» адресован студентам высших учебных заведений, обучающимся по направлению (специальности) «Филология», и рассчитан на 72 часа (36 лекционных часов и 36 часов семинарских занятий). Этот курс занимает важное место в системе подготовки студентов-филологов, поскольку он направлен на формирование целостного представления о системной организации старославянского языка в его историческом развитии.

Именно дисциплина «Старославянский язык» дает фактическую и методическую основу для овладения студентами навыками сравнительно-исторического анализа, реализуя принцип историзма в филологическом образовании, подготавливая студентов к исследованию и анализу языковых процессов от эпохи средневековья до наших дней в русском и других славянских языках.

Основная цель изучения курса «Старославянский язык» состоит в том, чтобы сформировать у студентов общие представления о первом литературном языке славян в историко-лингвистическом отношении, основных этапах развития праславянской языковой системы и важнейших изменениях, происходивших на уровне фонетического строя, лексического состава и грамматической системы. Еще одной важной целью курса является формирование у студентов умения и навыков, связанных с чтением, переводом и лингвистическим анализом текстов, написанных на старославянском языке.

Учитывая специфику курса «Старославянский язык», его содержание предполагает сравнительно-исторический и сопоставительный  характер. Историко-лингвистические явления старославянского языка рассматриваются в сравнении и сопоставлении с современным русским и другими славянскими языками.

Задачи курса «Старославянский язык» состоят в следующем:

– познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и славянской азбуки;

– сформировать у студентов систему знаний об историческом развитии фонетики, морфологии старославянского языка;

– ввести учащихся в круг проблем развития и функционирования старославянского языка;

– познакомить студентов с фонетико-фонологической и морфологической системами старославянского языка в историческом развитии;

– привить учащимся навыки историко-лингвистического анализа и перевода старославянских текстов.

В соответствии  с указанными целями и задачами курс «Старославянский язык» разделяется на три основных блока или раздела. Введение, историческая фонетика старославянского языка, историческая морфология старославянского языка.

Вводный раздел, который включает общие сведения о славянах, возникновении славянской письменности, обстоятельствах появления старославянского языка и памятников старославянской письменности.

Историко-фонетический раздел содержит основные сведения об исторической фонетике старославянского языка, его фонетико-фонологической системе от праиндоевропейской основы до периода распада праславянского языкового единства.

Историко-морфологический раздел объясняет развитие морфологической системы старославянского языка с древнейших времен до XII века.

Занятия по учебной дисциплине «Старославянский язык» проводятся в виде лекций и практических занятий. В ходе практических занятий особое внимание уделяется выполнению тренировочных упражнений, закрепляющих лекционный материал, и чтению источников – памятников старославянской письменности, их историко-лингвистическому анализу и комментированию.

Форма итогового контроля – экзамен, включающий в себя теоретическую (контрольные вопросы по темам курса) и практическую (чтение, перевод и комментирование старославянского текста) части.

Содержание курса «Старославянский язык» состоит из следующих дидактических единиц.

Понятие о старославянской письменности. Значение изучения старославянского языка. Старославянский язык в системе славянских языков. Славяне и славянские языки. Происхождение славянской письменности. Деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Старославянский язык как первый книжный язык славян. Славянский алфавит в сопоставлении с алфавитом современного русского языка. Славянские азбуки: кириллица и глаголица. Древнейшие памятники старославянской письменности (кириллические и глаголические).

Историческая фонетика старославянского языка.

1. Фонетическая система старославянского языка. Строение слога. Закон восходящей звучности. Система гласных. Позиционные варианты гласных фонем. Гласные фонемы в начале слова.  Система согласных фонем старославянского языка.

2. История старославянской фонетической системы. Структура слога Позиционные изменения согласных фонем. Особенности протославянской фонетической системы, унаследованной из индоевропейской.

3. Фонетические процессы в протославянском диалекте балто-славянского праязыка. Дефонологизация количественного признака гласных. Переход *s > *ch. Явления centum-satem. Вокализация слоговых сонорных. Переход *m > *n. Преобразование ударения. Упрощение в системе смычных согласных.