Ученый-праведник – протоиерей Александр Горский (к 140-летию кончины)

Статья посвящена памяти протоиерея Александра Горского (1812-1875) – ректора Московской Духовной Академии, пастыря Церкви, историка, археографа, богослова и педагога. В работе анализируется научно-педагогическая и пастырская деятельность отца Александра через призму его праведной, святой жизни, которую можно назвать священной эпопеей. Протоиерей Александр Горский был высоконравственной личностью, и это наложило отпечаток на его служение Богу, людям и науке. Его жизненный путь и научное наследие неразрывно связаны с внутрицерковной жизнью, внутригосударственными и общественными отношениями в России XIX века. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день созданы объективные условия для подготовки материалов к возможной канонизации протоиерея Александра Горского. 

The article is devoted to the memory of archpriest Alexander Gorsky (1812–1875), Moscow Theological Academy’s rector, pastor of the Church, historian, specialist in archaeography, divine and pedagogue. The author analyzes father Alexander’s scientific-pedagogical and pastoral ministry through his God-pleasing and holy life, which can be cold sacramental saga. Archpriest Alexander was a highly moral person, and it was reflected on in his serving God, people and science. His course of life and scientific heritage are closely connected with interchurch, interstate and public relations in Russia of the 19-th century. The author has come to the conclusion, that nowadays there are objective reasons for the starting archpriest Alexander Gorsky’s canonization process.

В октябре 2015 года исполнилось 140 лет со дня кончины  выдающегося священнослужителя, церковного историка, богослова и археографа протоиерея Александра Васильевича Горского (1812-1875).

К сожалению, имя этого высокодаровитого труженика церковной науки, пастыря и педагога, бывшего ректором Московской Духовной Академии, в наше время все еще малоизвестно. Между тем, с личностью Горского связан широкий круг вопросов, относящихся к истории отечественного духовного образования и развитию церковно-исторической, филологической и богословской наук в России XIX века.

Жизненный путь и научное наследие протоиерея Александра Горского представляют собой уникальное явление в истории русской религиозной жизни, отечественного богословия и Духовной школы. В середине XIX века, на переломном этапе в истории России и Церкви, когда научно-общественная мысль находилась под сильным влиянием либеральных и секулярных идей, Горский сумел сохранить и развить лучшие образцы отечественного духовного образования, оставшись верным Церкви и преданным святоотеческой традиции.

На становление характера юного Горского – уроженца провинциальной, «монастырской» Костромы, в шестнадцать лет ставшего студентом Московской Духовной Академии, «воспитанного под грозящим жезлом строгости» [3, с. 3], сильное влияние оказала эпоха Александра I, проникнутая мистицизмом и влиянием пиетизма. Мечтательным шестнадцатилетним юношей, внимательно относящимся к снам и приметам, очень ранимым и робким, приехал Александр Горский в старейшую духовную школу России [3, с. 6]. С этого момента имя Горского стало навсегда связанно с историей Московской Духовной Академии.

Образование Горского было приобретено под кровом преподобного Сергия Радонежского в рассаднике высшего богословского знания, расположенного в стенах древней обители – у Троицы в Академии. Именно Академия дала особенный толчок в раскрытии и направлении научного таланта Горского. Природная живость ума, сила диалектического анализа была развита и выработана в Горском благодаря той системе образования, которая существовала тогда в стенах Академии. Эта система не была совершенной, но и в таких условиях любознательность и трудолюбие взяли верх. Красноречивые лекции малоизвестного и неоцененного по достоинству строгим начальством профессора Ф.А. Терновского-Платонова [27, с. 300, 298] пробудили у молодого Александра Горского любовь к истории и желание заниматься наукой. 

В Академии Горский встретил друга и наставника всей последующей жизни – отца Филарета (Гумилевского) (впоследствии архиепископ Черниговский, выдающийся церковный историк и богослов, канонизирован как местночтимый святой Черниговской епархии). Благодаря влиянию отца Филарета, Горский постепенно оставил юношеское увлечение мистикой и западничеством и обратился к святоотеческой традиции [28, с. 368]. Это обращение происходило не только духовно, но и интеллектуально, через изучение исторических памятников, через исследование и анализ исторических источников. Так после окончания Академии перед Горским открылись новые перспективы в изучении памятников старины и системном занятии церковно-исторической проблематикой [1, с. 65].