«Вѣнéцъ ѿ кáмени чéстна»: празднование 50-летия пребывания Московской Духовной Академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1864 году

В связи с двухсотлетним юбилеем Московской Духовной Академии (1814-2014) автором подготовлена статья, в которой описывается празднование 50-летия пребывания МДА в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Перечисляются основные достижения старейшей Духовной школы России за пятидесятилетний период с 1814 по 1864 годы, дается оценка вклада Академии в развитие отечественного духовного образования и богословской науки.

In the connection of 200-th anniversary jubilee of Moscow Theological Academy, the author has written the article, which describes half a century celebration of MTA’s staying in the Trinity Lavra of St. Sergius. Main achievements of the oldest Russian Theological school are named for the fifty-year period since 1814-1864, it is given the assessment of Academy’s contribution to the development of national theological education and divinity. 

В 2014 году исполняется 200 лет пребывания Московской Духовной Академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С историей МДА на протяжении двух столетий связаны многие вехи истории Русской Православной Церкви, развитие отечественного духовного образования и богословской науки.

Московская Духовная Академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской Академии, основанной в 1685 году при деятельном участии Восточных Патриархов. Академия зародилась трудами выдающихся греческих просветителей – братьев Иоаникия и Софрония Лихудов. Академия как первое высшее учебное заведение России дала импульс к развитию образования в стране, дав науке и обществу целую плеяду выдающихся ученых и общественных деятелей. Во все времена Академия оставалась верной своему призванию – служить делу духовного просвещения и нравственного воспитания православного юношества.

Основание высшей богословской школы в Москве в конце XVII века явилось результатом напряженных усилий Церкви утвердить православных характер духовного образования в России, утвердив святоотеческую направление богословской науки. Основанная во время оживленных богословских споров Востока и Запада, Московская Духовная Академия стала очагом духовного просвещения для России и всего Православного Востока, успешно выполняя свое назначение вплоть до 1812 года, потрясшего Россию нашествием Наполеона.

Новый период в истории Академии наступил в 1814 году, когда она приобрела приют в Лавре Живоначальной Троицы под кровом преподобного Сергия Радонежского. Этому способствовали следующие обстоятельства.

В результате пожара 1812 года помещение Академии, находившееся в Москве в Заиконоспасском монастыре, сильно пострадало. В короткий срок занятия были возобновлены. Однако сами помещения были ветхими, тесными, находились в самом центре города, что не соответствовало созданию аскетической атмосферы, стол необходимой для обучения и воспитания будущих пастырей Церкви. Все это совпало с заключительным этапом реформы духовного образования, предусматривавшим введение нового учебного Устава для преобразованных Духовных Академий России. Совокупность этих событий привела священноначалие к мысли о необходимости перенесения здания Академии в более благоприятное и просторное место, которым и была признана Троице-Сергиева Лавра. И в начале августа 1814 года последовал указ императора Александра І, по которому Академия разместилась в лаврских «Чертогах» – здании дворца императрицы Елизаветы [7, с. 154].

Прошло пятьдесят лет, и в 1864 году «Академия у Троицы», как ее с любовью называли современники, встретила свой первый юбилей. Описанию достижений Академии и праздничным торжествам, от которых нас в 2014 году отделяют 150 лет,  посвящена наша публикация.

За полвека своего пребывания в стенах Троице-Сергиевой Лавры Московская Духовная Академия стала ведущей духовной и богословской школой России.  Обозревая сделанное за этот немалый срок в отчете по Московской епархии за 1863 год, святитель Филарет (Дроздов) с удовлетворением констатировал значительное влияние Академии на духовенство Москвы: «Духовенство столицы, составляемое частью из получивших академическое образование… в значительной степени преимуществует пред прочим духовенством епархии как просвещением, так и нравственным характером… и сопровождается соответственным тому влиянием на прихожан» [8, с. 139].

В другом документе, ходатайствуя о поддержке и награждении Академии в связи с ее юбилеем и характеризуя ее достижения, митрополит Филарет говорил о ее высоком достоинстве, а также о преданности профессоров родной Академии. «Я поступил бы несправедливо, – указывает он, – если бы просил Московской Академии менее, нежели в подобном случае даровано Петербургской. Скажу скромно, если скажу, что достоинство Московской Академии никак не ниже в ученом и нравственном отношении в православном направлении… Почтенная черта наставничества Академии, между прочим, есть та, что они, при скудном содержании, не переходят в другую выгоднейшую службу, даже по приглашению» [10, с. 624]. 

На празднование пятидесятилетия пребывания преобразованной Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры собралось более двухсот гостей – представители от Духовных школ и светских учебных заведений, а также выпускники Академии.

Святитель митрополит Московский Филарет приехал в Лавру ко дню памяти преподобного Сергия (25 сентября) и оставался в ней до самого академического праздника (1 октября). Из архиереев на праздник прибыли два Московских викария – епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) и епископ Можайский Савва (Тихомиров), бывший ректором Академии с 1861 по 1862 годы, а также архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), бывший ректором Академии с 1835 по 1841 годы.